Проект доступная среда
Термин «безбарьерная» или «доступная» среда в данный момент упоминается в большом количестве законодательных актов Российской Федерации и имеет различное толкование в зависимости от источника. Если обобщить все имеющиеся определения, то термин будет звучать следующим образом: Безбарьерной средой называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.
Если посмотреть на это понятие в более широком смысле то становится понятно, что организация доступной среды – это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей. Так, к примеру, плавный съезд, спуск или пандус, может быть использован не только инвалидами, он и обычными людьми, так как в большинстве случаев это более удобно и менее энергозатратно.
Организация доступной среды подразумевает оборудование поверхностей специальными поручными, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям.
Инвалид – человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.
Маломобильные группы населения – это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве:
инвалиды,
- люди с временным нарушением здоровья,
- беременные женщины,
- люди старших возрастов,
- люди с детскими колясками и т.п
О специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе:
О специально оборудованных учебных кабинетах:
В общеобразовательной организации создан ресурсный класс для обучающихся с РАС, для которых оборудован кабинет со специальной мебелью и техническими средствами обучения.
Об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Для проведения практических занятий с детьми-инвалидами и учащимися с ОВЗ имеется следующее оборудование:
дидактические материалы (мозаика, пазлы, лото);
наборы счетных материалов;
наглядные раздаточные материалы (сюжетные картинки, предметные карточки);
игровые наборы Фребеля;
мягкий конструктор;
гимнастические обручи;
универсальный компьютерный комплекс с коррекционно-развивающей программой "Живой звук";
логопедические сенсорные блоки Монтессори;
дидактический набор "Гепард";
зонды для постановки звуков.
О библиотеке(ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Учащиеся с ОВЗ и дети-инвалиды имеют беспрепятственный доступ в библиотечно-информационный центр школы. В БИЦ для учащихся с ОВЗ и инвалидов организован доступ к электронным образовательным ресурсам, специализированным электронным библиотекам с использованием индивидуальных АРМ и наушников. Имеется учебная литература для реализации АООП.
Об объектах спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Учащиеся с ОВЗ и дети-инвалиды имеют возможность заниматься в спортивных залах школы адаптивной физической культурой. В школе имеется необходимый спортивный инвентарь: гимнастические палки, мячи в ассортименте, гимнастические коврики, скакалки.
О средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Имеется оборудование для сенсорной комнаты: комплект №1 аудиовизуальных и тактильных средств обучения для организации коррекционно-развивающих занятий для детей (1. Портативный светильникультрафиолетовых лучей -2 шт. 2. Распылитель для ароматерапии 1 шт. 3. Набор масел для массажа и ароматерапии - 1 шт. 4. Интерактивный генератор пузырей (на 7 цветов) 1 шт. 5. Интерактивное устройство для генератора (на 7 цветов) - 1 шт. 6. Пассивный генератор пузырей с эффектом вибрации-1 шт. 7. Квадратная амортизирующая платформа для генератора -1 шт.); комплект №2 аудиовизуальных и тактильных средств обучения для организации коррекционно-развивающих занятий для детей (1.Оптоволоконные шторы с эффектом последовательной смены цветов- 1шт.2.Специализированный крепеж для оптоволоконных штор-1шт. 3. Источник света в виде мини светодиода -1шт. 4. Методический комментарий по работе с сенсорным оборудованием - 1 шт.); комплект многофункциональных модулей для комплексного развития детей "Ватрушка" (Многофункциональный модуль "Призма"-1шт. Многофункциональный модуль "Опора для призмы"-2 шт. Многофункциональный модуль "Три ступени-1шт. Многофункциональный модуль "Ватрушка"- 1шт. Многофункциональный модуль "Полумесяц маленький" - 1 шт.); коррекционно-развивающий программный комплекс для проведения индивидуальных и фронтальных занятий по развитию, коррекции речи (СD диск с программным обеспечением - 1 шт. Методические рекомендации по установке и применению программы -1 шт. Портативный персональный компьютер -1 шт. Сетевой кабель-1шт.); светодиодный проектор на основе технологии 3 LCD; комплект №3 аудивизуальных и тактильных средств обучения для организации коррекционно-развивающих занятий для детей (Зеркальный шар с электроприводом - 1шт. Зеркальные настенные панели-2 шт. Вибрационная подушка - 7 шт. Вибрационный массажер- 1 шт.); набор для обследования уровня развития моторики, восприятия и сенсомоторной памяти "Геоборд".
Об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации:
При необходимости для обеспечения доступа в здание образовательной организации инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
О специальных условиях питания:
Пищеблок школы осуществляет производственную деятельность в полном объёме 5 дней – с понедельника по пятницу включительно.
Льготное питание осуществляется для обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.
Классные руководители сопровождают обучающихся в столовую.
Столовая расположена на 1 этаже.
Перед обеденным залом столовой оборудована зона, где расположены умывальники с подачей воды.
О специальных условиях охраны здоровья:
Охрана здоровья обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов включает в себя мероприятия в соответствии со статьѐй 41 федерального закона 273-ФЗ «Об образовании в РФ». В учреждении созданы условия для охраны здоровья обучающихся, обеспечивающее следующими мероприятиями: текущим контролем за состоянием здоровья обучающихся, прохождение ими периодических медосмотров и диспансеризации, оказанием первичной медико-санитарной помощи, проведение профилактических, санитарно-гигиенических оздоровительных мероприятий с медицинским персоналом ОГБУЗ «Валуйская ЦРБ» по договору с Учреждением, которые наряду с руководством и педагогическим персоналом общеобразовательного учреждения несут ответственность за здоровье и физическое развитие обучающихся, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и качества питания. В школе имеется лицензированный медицинский кабинет для оказания первичной медико-санитарной помощи. В школе организовано двухразовое горячее питание, определена оптимальная учебная и внеучебная нагрузка, организована работа по пропаганде и обучению навыкам ЗОЖ, по профилактике негативных проявлений и травматизма. Деятельность обучающихся с РАС сопровождается тьюторами. Проводятся коррекционно-развивающие занятия с социальным педагогом, педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом.
О доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
В учебном кабинете, который используется инвалидами и лицами с ограниченными возможностями, имеется свободный доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям.
Об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
Электронные учебные пособия (перечень):
1. Химия (общая и неорганическая, 10-11 класс, CD-ROM) -2
2. Химия (8-11 класс, виртуальная лаборатория, CD-ROM 2) - 3
3. Экология (диск 1,2) -1
4. Английский без акцента (профессор Хиггинс) -1
5. Уроки на дом, 9 класс (алгебра, геометрия, физика, химия, русский язык, английский язык) – 1
6. Биология, 6-9 класс - 1
7. География (наш дом Земля - материки, океаны, народы, страны), 7 класс
8. Физика, 7-11 класс – 1
9. Шедевры русской живописи -1
10. Эрмитаж, искусство западной Европы – 1
Мультимедийные средства обучения
Биология
Компакт-диск «Уроки биологии КиМ» (общая биология) (10 класс) 1
Компакт-диск «Уроки биологии КиМ. Животные» 1
Компакт-диск «Уроки биологии КиМ. Растения.Бактерии.Грибы» 1
Компакт-диск «Уроки биологии КиМ. Человек и его здоровье» 1
География
Компакт-диск «Уроки географии КиМ» (10 класс) 1
Компакт-диск «Уроки географии КиМ» (6 класс) 1
Компакт-диск «Уроки географии КиМ» (7класс) 1
Компакт-диск «Уроки географии КиМ» (8 класс) 1
Компакт-диск «Уроки географии КиМ» (9 класс) 1
История
Компакт-диск «Уроки всемирной истории КиМ.Древний мир» 1
Компакт-диск «Уроки всемирной истории КиМ. Новая история» 1
Компакт-диск «Уроки всемирной истории КиМ. Новейшее время» 1
Компакт-диск «Уроки всемирной истории КиМ. Средние века» 1
Компакт-диск «Уроки отечественной истории КиМ. ХIХ - ХХ века» 1
Компакт-диск «Уроки отечественной истории КиМ. до ХIХ века» 1
Литература
Компакт-диск «Уроки литературы КиМ» (10 класс) 1
Компакт-диск «Уроки литературы КиМ» (11 класс) 1
Компакт-диск «Уроки литературы КиМ» (5 класс) 1
Компакт-диск «Уроки литературы КиМ» (6 класс) 1
Компакт-диск «Уроки литературы КиМ» (7 класс) 1
Компакт-диск «Уроки литературы КиМ» (8 класс) 1
Компакт-диск «Уроки литературы КиМ» (9 класс) 1
Математика
Компакт-диск «Математика 1 класс» (Начальная школа. Уроки КиМ 1 часть) 1
Компакт-диск «Математика 1 класс» (Начальная школа. Уроки КиМ 2 часть) 1
Компакт-диск «Математика 1 класс» (Начальная школа. Уроки КиМ 3 часть) 1
Компакт-диск «Математика 1 класс» (Начальная школа. Уроки КиМ 4 часть) 1
Компакт-диск «Уроки алгебры КиМ» (10 класс) 1
Компакт-диск «Уроки алгебры КиМ» (11 класс) 1
Компакт-диск «Уроки алгебры КиМ» (7 класс) 1
Компакт-диск «Уроки алгебры КиМ» (8 класс) 1
Компакт-диск «Уроки алгебры КиМ» (9 класс) 1
Компакт-диск «Уроки геометрии КиМ» (10 класс) 1
Компакт-диск «Уроки геометрии КиМ» (11 класс) 1
Компакт-диск «Уроки геометрии КиМ» (7 класс) 1
Компакт-диск «Уроки геометрии КиМ» (8 класс) 1
Компакт-диск «Уроки геометрии КиМ» (9 класс) 1
Русский язык
Компакт-диск «Уроки русского языка КиМ» (5 класс) 1
Компакт-диск «Уроки русского языка КиМ» (6 класс) 1
Компакт-диск «Уроки русского языка КиМ» (7 класс) 1
Компакт-диск «Уроки русского языка КиМ» (8-9 класс) 1
Физика
Компакт-диск «Уроки физики КиМ» (10 класс) 1
Компакт-диск «Уроки физики КиМ» (11 класс) 1
Компакт-диск «Уроки физики КиМ» (7 класс) 1
Компакт-диск «Уроки физики КиМ» (8 класс) 1
Компакт-диск «Уроки физики КиМ» (9 класс) 1
Химия
Компакт-диск «Уроки химии КиМ» (10-11 класс) 1
Компакт-диск «Уроки химии КиМ» (8-9 класс) 1
О наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования:
В рамках реализации программы «Доступная среда» расширены дверные проемы, выровнена поверхность полов, установлены унитазы и раковины для инвалидов, поручни, пандусы.
Приобретено оборудование для сенсорной комнаты: комплект №1 аудиовизуальных и тактильных средств обучения для организации коррекционно-развивающих занятий для детей (1. Портативный светильникультрафиолетовых лучей -2 шт. 2. Распылитель для ароматерапии 1 шт. 3. Набор масел для массажа и ароматерапии - 1 шт. 4. Интерактивный генератор пузырей (на 7 цветов) 1 шт. 5. Интерактивное устройство для генератора (на 7 цветов) - 1 шт. 6. Пассивный генератор пузырей с эффектом вибрации-1 шт. 7. Квадратная амортизирующая платформа для генератора -1 шт.); комплект №2 аудиовизуальных и тактильных средств обучения для организации коррекционно-развивающих занятий для детей (1.Оптоволоконные шторы с эффектом последовательной смены цветов- 1шт.2.Специализированный крепеж для оптоволоконных штор-1шт. 3. Источник света в виде мини светодиода -1шт. 4. Методический комментарий по работе с сенсорным оборудованием - 1 шт.); комплект многофункциональных модулей для комплексного развития детей "Ватрушка" (Многофункциональный модуль "Призма"-1шт. Многофункциональный модуль "Опора для призмы"-2 шт. Многофункциональный модуль "Три ступени-1шт. Многофункциональный модуль "Ватрушка"- 1шт. Многофункциональный модуль "Полумесяц маленький" - 1 шт.); коррекционно-развивающий программный комплекс для проведения индивидуальных и фронтальных занятий по развитию, коррекции речи (СD диск с программным обеспечением - 1 шт. Методические рекомендации по установке и применению программы -1 шт. Портативный персональный компьютер -1 шт. Сетевой кабель-1шт.); светодиодный проектор на основе технологии 3 LCD; комплект №3 аудивизуальных и тактильных средств обучения для организации коррекционно-развивающих занятий для детей (Зеркальный шар с электроприводом - 1шт. Зеркальные настенные панели-2 шт. Вибрационная подушка - 7 шт. Вибрационный массажер- 1 шт.); набор для обследования уровня развития моторики, восприятия и сенсомоторной памяти "Геоборд".
О наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат:
Общеобразовательная организация в своей структуре не имеет общежития и интерната.
О количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Общеобразовательная организация в своей структуре не имеет общежития и интерната.